МАМА [1]

 

Люди, знавшие её в молодости, говорили мне:лА знаешь, твоя мама была такая весёлая. Она всё время   смеялась и мы её звали лхохотушка╗.

лДа?Цотвечал я, слегка растерянно - что-то не припоминаю╗.

Но я хорошо помню, как она пела. Долгими сибирскими вечерами, под заунывный свист вьюги, при светлячке коптилки или без, она напевала наивные и чувствительные романсы своей молодости.

........................................................................................

лВ далёкой страстной Аргентине, где небо южное так сине 

  Где женщины как на картине, танцуют все Ц тан-го!

В больших шикарных ресторанах, на мягких, низеньких диванах, в хрустальных узеньких бокалах Ц шампанское ли-лось!╗

....................................................................................

Или:

лВ последний раз я видел Вас так близко

 В пролёты улиц Вас умчал авто

 И где-нибудь в притонах Сан-Франциско

 Лиловый негр Вам подаёт манто...

 Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?

 Куда ушёл Ваш китайчёнок Ли?

 Вы помнится любили португальца,

 А может быть с малайцем Вы ушли?╗

..................................................................................

Я сидел прижавшись к печке, ловя ладонями уходящее тепло. И испарялась, занесённая снегами деревня и сквозь замороженные слепые окна проступало синее небо Аргентины, вливался свет и запах бескрайней пампы. Так прянное вино романтики преображало чёрствый хлеб действительности.

       Мамино поколение, поколение Купринской лЯмы╗ и Бунинских лТёмных аллей╗, лВишнёвого сада╗ и Блоковской  лНезнакомки╗ было воспитано на идеальной романтике любви и сострадания и не было готово итти лна бой кровавый, святой и правый╗ и не умело разговаривать лязыком товарища маузера╗.

И когда наступили новые времена, которые провозгласили лсмерть беспощадную всем плутократам и всем паразитам трудящихся масс╗, мамино поколение оказалось на обочине истории.

Ну а я, естественно, был пылкий комсомолец. Почему лестественно╗? Замечено неоднократно, что самые пылкие приходили из рядов социально чуждых. Как бы пытаясь своей лпылкостью╗ оправдать лгрех╗ происхождения. Заслужить доверие. Только бы быть допущенным к столу. И получить свою порцию капусты.  

      лНу как ты не понимаешь?╗ - раздражённо проповедовал  школьный комсомольский лидер своей отсталой матери.

лНе можем же мы, в наше время, воспевать Ахматову и заслушиваться Вертинским!╗

        лНо почему? Почему? Чем плоха для вас Ахматова? Что плохого в стихах:

                    А я иду Ц за мной беда.

                            Не прямо и не косо

                            А в никуда и в никогда,

                            Как поезда с откоса.   

     лВот в этом-то всё и есть! Вот ты всё и открыла!╗ - уверенно печатал лидер.

лЧто значит Ц за мной беда? Что значит Ц в никуда и в никогда? Вот это-то и есть пессимизм и индивидуализм. Стих должен призывать и направлять. Правильно Жданов говорит! Искоренять надо таких!╗ - торжествовал лидер. И мать молча отходила, идеологически поверженная. 

 Детство мамы прошло в деревне Тарутино, заселённой на половину немецкими колонистами. Видимо от них мама научилась не чураться физического труда, ухаживать за скотиной, обрабатывать землю и рассчитывать только на себя.

Все эти качества пригодились ей и дали возможность выжить, когда она оказалась одна с восьмилетним сыном в далёкой Сибири. Одной из первых обратилась она к председателю с просьбой дать ей землю под огород. Получив свои 10 соток и натянув непривычные кирзовые сапоги с раннего утра она топала за околицу, где находился её участок и возвращалась домой затемно.

Было ей уж под пятьдесят. И прошлая жизнь Ц жизнь холённой и избалованной жены известного врача не приучила к крестьянскому труду. Но когда пришлось Ц не дрогнула. Косила траву, рубила и пилила деревья на дрова, бродила по тайге, собирая грибы и ягоды, запасала на долгую зиму картошку, капусту, турнепс, репу и прочие овощи. Билась за жизнь, как и все вокруг, спасая сына и ожидая мужа.

Вспоминается тёплый июльский вечер. Окно палаты приоткрыто и снаружи доносятся азартные крики студентов, играющих в футбол. В палате только одна койка, на ней моя мама. Её левая нога красно-синяя и опухшая подтянута на блоках вверх. У мамы гангрена и врачи собираются ампутировать ногу выше колена. Мама знает об этом. От гангрены у неё высокая температура и легкий бред.

лА помнишь сын, как мы ходили с тобой по грибы и заблудились в тайге?╗ - вдруг спрашивает она.

лПомню╗ - отвечаю я

лЯ тогда подумала: если не выйдем к ночи Ц ты будешь ночевать на дереве, а я на земле, под деревом буду тебя охранять.

      А помнишь суп из лебеды летом 42-го? И как ты просил: мама положи хотя бы ещё одну картошку в суп. А я отказывалась, потому что в неделю мы могли съесть только 7 картошек. Ведь до нового урожая оставалось только ведро картошки. И прикупить было негде. Да и денег не было.

        А помнишь как ты заболел корью и тебя положили в больницу, а больница не отапливалась и я ложилась к тебе в постель и согревала тебя.╗

Я слушаю мамину прерывистую речь, её хрипловатый голос и в воображении встают картины её жизни.

Вот мама гимназистка. Выпускной бал летом 1912. В огромном актовом зале играет приглашённый полковой оркестр. Манящая мелодия Штраусовского вальса. На бал приглашены выпускники мужской гимназии. Вот из их рядов выходит мальчик. Невысокий, стройный с карими внимательными глазами. Подходит к маме, кланяется и с лёгкой улыбкой, уверенно спрашивает: лВы не возражаете если я Вас приглашу на вальс?╗.

лЭтот вальс, этот вальс, этот вальс...╗ Мама ощущает крепкую руку на своей пояснице, сухую твёрдую ладонь, дыхание перехватывается а стройные, крепкие, молодые ноги уже сами несут её по залу, и дальше и дальше, по жизни, вдаль.

А вот Одесса 1919. В городе творится чёрт знает что. Стреляют на окраинах, стреляют с моря, и из степи накатывается конница Махно. Но в знаменитом оперном театре выступает знаменитый скрипач и не пойти ну никак нельзя. И напрасно тёща умоляет: лНу куда вы сумасшедшие?! Куда? Убьют ведь!╗ И мама с бывшим гимназистом, который за эти годы стал врачом, прячась в подъездах и перебегая перекрёстки лидут╗ в театр.   

Десять лет спустя. Маленький уютный городок. Как бы спокойная и как бы сытая жизнь. Дочери уже девять. И тут налетает беда. У Дэби менингит. Все эти десять дней  паломничество врачей. Каждый со своим безпомощным советом и предлагаемым лечением. На десятый день дочь уходит в невобразимую даль. Врачи исчезают и в доме наступает могильный холод. Три года тишины и траура. До появления сына.

Сыну уже девять и мама вздрагивает при каждом его резком движении. И вот наступает ночь 13 Июня 1941. До начала войны осталось девять дней. Но будет война или не будет а тут идёт большая политическая акция Ц выселение в Сибирь социально-чуждых слоёв с территории Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии. Не обошла судьба и ёе семью. Явились и повезли гимназиста в уральский трудовой лагерь на лисправление╗, а её со столь дорого доставшимся сыночком - в ссылку в Нарым. (Как это у Галича? лОт Караганды по Нарым Ц вся земля как один нарыв╗).

И вот, сидя у постели бредящей мамы, стал я считать сколько же было в её взрослой жизни счастливых лет? Когда не надо было бороться за жизнь свою и своих близких, дрожать перед завтрашним днём и пресмыкаться перед неправдой? И получилось совсем немного, может пять, а может семь.

 лЧеловек создан для счастья как птица для полёта╗. Враньё. Пожалуй эти строки честнее лПоколение обречённых, как недавно, как давно...╗.

А за окном всё доносились и доносились азартные крики футболистов.

       

 

 

 

 



[1] Рассказ написан под влиянием  рассказа Михаила Зуева лМама╗

Hosted by uCoz